melleral (melleral) wrote,
melleral
melleral

Categories:

Опять про работу


Вернулся из командировки. Вышел на работу. Встречаю знакомых на заводе, здороваемся. Давно не виделись. Но я уже заранее знаю, о чём будет разговор с конкретным человеком. Вариантов два.
Те, кто представляет сложность, сроки и условия работы, выполненной нами на крейсере, бурно радуются, удивляются и поздравляют, причём все поздравляют именно "с победой".
Остальные живо интересуются погодой в Севастополе, спрашивают где жил, сколько раз купался, почему мало загорел и обязательно добавят, что давно мечтают отдохнуть на море.


От Контракта до Акта

Контракт с МО на выполнение работ был подписан в мае 2012 г. Акт о вводе системы в эксплуатацию подписан в июне 2013 г. От Контракта до Акта прошло 13 месяцев. Из этих 13-ти месяцев я провёл в Севастополе восемь месяцев. В течение этих восьми месяцев у меня было в среднем 2 (два) выходных дня в месяц. Все остальные дни - работа по 10 часов в день. В прошлом году купался 4 раза, в этом году - 2 раза. Курорт.
И за эти 13 месяцев крейсер уходил в море по своим планам боевой подготовки в общей сложности более чем на 6 месяцев. По контракту должны были закончить работы 25-го ноября 2012 г., закончили на 7 месяцев позднее.
Сдали систему без замечаний.
Вот этому и удивляются. Мало кто верил.





Акт


Шутка начальника

Здесь речь о реальном начальнике, но чтобы не писать длинное название его должности, я буду называть его просто "начальник".
Давно это было... В мае прошлого года. Приехали мы с ним в Севастополь заключать договор с 13-м судоремонтным заводом на монтаж нашего оборудования. Так получилось, что он дважды оплачивал в кафе наши совместные обеды. Деньги с меня взять отказался и пошутил: "Вы лучше поставьте бутылку коньяка, когда мы закончим нашу работу". Смысл я понял так: "Когда-нибудь потом. Или никогда." Оказывается, он, обязанный требовать от меня безусловного выполнения запланированной работы, сам не очень верил в реальность её выполнения в ближайшей перспективе.
Неправильно говорить, что он мне помогал, - мы делали совместную работу, и в этой работе его доля очень велика.
Через год он приехал уже в качестве заместителя председателя комиссии по испытаниям нашей системы. Потом были сами испытания - очень напряжённые... Подписание десятков протоколов о проверках... Акт о проведении испытаний... Банкет... Его вызвали в Москву сразу после банкета, а я остался до ухода крейсера для решения возможных срочных вопросов.
Но его шутку я не забыл и привёз в Москву бутылку коньяка, принёс ему в кабинет и сказал, что это не взятка и не подарок, а долг. Вернуть денежный долг - вопрос чести. И вообще - так договаривались.


Уникальность выполненной работы

У этого заказа было несколько необычных особенностей. Наш завод никогда не занимался такой работой. И больше никогда не будет заниматься. Не будет - потому что я не соглашусь, а кроме меня никто не сможет. Далее всё сложно и многословно. Как будто оправдываюсь перед кем-то. Можно и не читать.


1. Чрезвычайно сжатые сроки

Обычный порядок установки новой системы на корабле такой:
- разработка РКД ("привязка к проекту") - 0,5 года,
- изготовление аппаратуры - 1 год,
- поставка судостроителю, монтаж на корабле нашей аппаратуры и кабельной сети силами завода-изготовителя корабля - 1 год,
- шеф-монтажные и регулировочные работы нашими специалистами - 0,5 года,
- испытания и сдача заказчику - 0,5 года.
Обычный срок от Контракта до Акта о приёме в эксплуатацию - года три. В советское время делали быстрее. И сейчас для серийных кораблей получается немного быстрее (т.к. на все корабли разрабатывается один комплект документации). А, например, для индийской Викрамадитьи, у которой только сейчас завершаются испытания, начали разработку лет восемь назад. И Адмирала Кулакова начали модернизировать в то же время...
На "Москве" мы сделали всё за 13 месяцев.


2. Монтажные работы на корабле

В Контракте нашему заводу было предписано установить аппаратуру на корабле. Наш завод никогда не занимался монтажом аппаратуры и кабельной сети на корабле - это работа судостроителей. В этом заказе за эти работы отвечали мы, хотя непосредственно выполнял монтаж севастопольский судоремонтный завод. Но деньги - наши, сроки - наши, и головная боль - тоже наша.


3. Ремонт корабля "на ходу"

Установка такой большой новой системы на корабле всегда производится на судоремонтном заводе во время среднего или капитального ремонта корабля (на новом - в процессе достройки). Никогда мы не устанавливали новую систему на корабле без выведения его из эксплуатации, а "Москва" не только не выводилась из эксплуатации, но даже не снималась с боевой готовности. Корабль жил по своим планам: тренировки, учения, выходы в море, инспекции, парады... А мы подстраивались под график корабля и, ломая свои планы и графики, переносили часть работ на завод...


4. Отсутствие протоколов сопряжения

Для разработки сопряжения с внешними системами всегда используются протоколы сопряжения. У нас было девять внешних систем и ни одного протокола сопряжения. Нужно было разобраться со взаимодействием с каждой из внешних систем: состав слов в интерфейсе обмена, уровни сигналов, назначение сигналов, временные интервалы, номера контактов... Мы не только не могли изменять программное обеспечение сопрягаемых систем, но даже не могли получить консультации по работе этих систем. То же относится к заменяемой системе: ни документации, ни разработчиков, ни алгоритмов работы. Разобрались. Всё работает.


5. Монтажные работы "с листа"

У меня не было времени на выпуск полного комплекта документации для 13-го судоремонтного завода. Договор был заключён под наше честное слово. Работали с полным доверием друг к другу. Часто сложные работы и дорогостоящие закупки выполнялись на основе устной договорённости. Документацию я разрабатывал вечером в гостинице, ночью распечатывал, утром отдавал на корабле мастеру завода, и через полчаса начиналась работа по моим схемам.
Мы ни разу не подвели завод, и завод ни разу не подвёл нас. Мне очень понравилось такое взаимопонимание и взаимодействие.


Почему никто кроме меня?

На заводе есть хорошие специалисты, сдававшие системы на многих кораблях. Но все они привыкли работать "по правилам". Ну, например, как бы велась работа по сопряжению со смежными системами. Ситуация - нет протоколов сопряжения с системой N. Написали письмо разработчику системы. Ответа нет. Написали повторно. Пришёл ответ - согласны работать, если будет финансирование. У нас денег нет. Пишем ещё одно письмо. Телефонный разговор. Пишем письмо в МО. Из МО письмо в N и нам. Из N просят финансирование. У МО денег нет. Мы пишем в МО с просьбой перенести сроки. Из МО - отказ. В переписке прошло полгода. Времени уже просто не осталось. Тупик. Мы не можем сделать, а МО не может принять. Но виноватых нет: у нас есть подборка писем, у N - нет финансирования, у МО нет денег. Ситуация висит.
Я знал, что протоколов сопряжения не будет, но взялся за работу. В такой ситуации можно работать только "не по правилам". Письма писать не стал, чтобы не тратить время впустую. Начал сам изучать чужую систему N, зная, что помощи от разработчика не будет, и не будет даже специалистов по системе N при проведении сопряжения с системой N и на испытаниях корабля. Проблема не в том, что нужно разобраться во взаимодействии двух чужих систем (системы, которую мы заменяем, и системы N, с которой мы сопрягаемся). С этим я разберусь. Но я взял на себя очень высокую ответственность. За всё. В том числе даже за исправность и боеготовность чужих систем - ведь если чужая система N будет неисправна, и нам не удастся провести с ней сопряжение, то в этом буду виноват я, и доказывать, что у нас всё хорошо, а у них неисправность, будет сложно, да и никому эти объяснения не нужны.
Я очень рисковал. И у меня даже не было заготовлено бумажки, чтобы прикрыться. И рисковал персонально я - а не завод "Салют", т.к. о принятых мной "неправильных" решениях я никому не докладывал (всё равно не разрешили бы).
Ну и кто ещё будет так рисковать? Ведь можно делать всё правильно, и в результате ничего не сделать. За ту же и даже большую зарплату. А в выходные дни отдыхать.


Продукция завода "Салют" (Реклама)

Система обработки радиолокационной информации, целераспределения и целеуказания средствам ПВО-ПРО корабля - "Пойма" - устанавливается на кораблях малого, среднего и большого водоизмещения.
http://smp-salyut.ru/?p=363



Дополнено 21.12.2013
 
Tags: ВМФ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment